Волновой метод построения цветовой палитры


О методе


В жизни мы часто сталкиваемся с задачей выбора подходящих цветов. Это происходит когда нам надо подобрать одежду подходящую друг к другу, обувь подходящую к одежде, выбрать различные обои в детскую комнату, макияж, подобрать цвета для своего сайта и многое другое. Процесс выбора нескольких сочетающихся друг с другом цветов называют построением цвеотовой палитры (гаммы).

В колористике существует несколько методов построения цветовой гаммы (цветовой палитры), основанных на расположении цветов друг относительно друга в цветовом круге и, как правило, имеющих одинаковую яркость. Гармоничность восприятия которых не обоснована в достаточной степени с физической точки зрения.

Волновой метод построения цветовой гаммы основан на взаимосвязи цветовых и акустических волн, а также понятием консонанса (созвучия) в теории музыки. Ниже приведено более детальное описание метода.

Данный сайт позволяет вам подобрать наиболее гармоничное сочетание цветов для вашего сайта, одежды, интерьера и т.д.

Соответствующая статья была опубликована на сайте arxiv.org - https://arxiv.org/abs/1709.04752.


Как использовать


На сайте представлены две различные реализации волнового метода - спектральная (на главной странице) и sRGB (на странице RGB).

Спектральная реализация отражает всю суть волнового метода. Здесь вы можете подобрать наиболее гармоничную палитру для спектральных цветов. Цвета, идущие сначала, являются наиболее подходящими. Рядом с каждым цветов указаны его длина волны, rgb и hex коды.

sRGB реализация позволяет посторить гамму для всех цветов SRGB (более 16 миллионов цветов), а не только спектральных. Но, так как волновой метод применяется в данном случае к каждому из трех цветов (красный, зеленый, синий) по-отдельности, не все цвета получаются гармоничными и вам прийдется сделать выбор вручную. Этот метод позволяет получить более интересные комбинации цветов, но требует самостоятельного выбора. Рядом с каждым цветов указаны его rgb и hex коды.

Кнопка Refresh строит цветовую гамму для случайного цвета.

Share кнопка открывает ссылку на полученную палитру, которой вы можете поделиться с друзьями.

Кнопка RGB в спектральной реализации осуществляет переход в sRGB реализацию с тем же базовым цветом. Палитра цветов в sRGB реализации будет отличаться от спектральной в связи с применением волнового метода к каждому из цветов по-отдельности.

Мобильное приложение в платной и бесплатной версиях отличается только наличием рекламы.


Волновой метод построения цветовой гаммы


В теории музыки есть понятие консонирующих интервалов. Консонансами называют интервалы, звучащие более мягко и гармонично. Есть три группы консонансов: весьма совершенные (чистый унисон, октава), совершенные (чистая квинта, чистая кварта) и несовершенные (большая терция, малая терция, секста). Также есть понятие консонирующего аккорда — мажорное или минорное трезвучие, состоящее исключительно из консонирующих интервалов.

Акустически сущность разницы между консонансом и диссонансом выражается в различной длине периодов регулярно повторяющихся групп колебаний. Критерием различия между консонансом и диссонансом является простота или сложность отношений: чем проще отношения, тем консонантнее, чем сложнее — тем диссонантнее, где числовые пропорции можно выражать двояко: через отношения длин струн либо через отношения числа колебаний. Другими словами, степень консонантности двух нот определяется числом совпадений периодов соответствующих гармонических функций зависимости звукового давления от времени за единицу времени.

Рис. 1: График зависимости звукового давления от времени на фиксированном расстоянии от источника звука.

Рис. 1: График зависимости звукового давления от времени на фиксированном расстоянии от источника звука.

К примеру, ноты до и соль (чистая квинта) имеют длины звуковых волн отличающиеся в полтора раза. Графики функций зависимости звукового давления нот от времени пересекаются на оси абсцисс (звуковое давление равное нулю) когда функция звукового давления ноты до делает два колебания, а функция ноты соль — три (рис. 1). На рисунке 1 этот момент отмечен вертикальной чертой.

Рис. 2: График зависимости звукового давления от расстояния от источника в фиксированный момент времени.

Рис. 2: График зависимости звукового давления от расстояния от источника в фиксированный момент времени.

Если представить распространение звукового давления в пространстве в фиксированный момент времени (вблизи источника звука), то мы получим такой же рисунок (рис. 2).

Ноты до и ми (большая терция) имеют длины звуковых волн отличающиеся в 5/4 раза. Их графики пересекаются на оси абсцисс когда функция звукового давления ноты до делает 4 колебания, а функция ноты ми — 5. Именно по-этому чистая квинта является более консонантной чем большая терция.

Цвет, как и звук, является также и волной (корпускулярно-волновой дуализм). В случае построения консонирующего интервала для цвета мы не ограничены небольшим набором нот, но ограничены границами длин волн видимого света, также как и звук ограничен границами длин волн слышимого звука.

Рассмотрим построение цветовой гаммы для спектральных и неспектральных цветов.

Спектральные цвета

Спектральный цвет представляет собой цвет, имеющий определенную длину волны. Для построения цветовой палитры возьмем, сначала, наиболее консонантный к нему цвет — это цвет с длиной волны, отличающейся в 1,5 раза, но не выходящий за пределы видимого спектра. Далее, аналогичным образом, будем брать менее консонантные интервалы до тех пор, пока не достигнем желаемого количества цветов в искомой палитре.

Рис. 3: График зависимости напряженности электрического поля от расстояния от источника в фиксированный момент времени.

Рис. 3: График зависимости напряженности электрического поля от расстояния от источника в фиксированный момент времени.

Возьмем, например, синий цвет с длиной волны 450 нм. Цвет, длина волны которого меньше в 1,5 раза, выходит за рамки видимого излучения. Цвет с длиной волны большей в 1,5 раза (675 нм.) — это красный цвет. Цвет с длиной волны большей в 3/4 раза (600 нм.) — это оранжевый цвет. В итоге мы получили следующую цветовую гамму: основной цвет — синий, наиболее подходящий к нему цвет — красный, немного менее подходящий к синему цвету — оранжевый цвет (рис. 3). К тем же результатам можно прийти оперируя вместо длин волн их частотами.

Также в музыке существует понятие лада. Сочетание нот может звучать не только гармонично, но и иметь оттенок — лад (ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, ...). Аналогичные ощущения можно перенести и в цветовую гамму, используя при ее построении соответствующие пропорции.

Неспектральные цвета

К неспектральным цветам относят цвета которые не содержатся в спектре и состоят из нескольких спектральных цветов. Исходя из закона аддитивности Грассмана следует, что в случае подбора цветовой гаммы для неспектральных цветов следует производить те же операции над его составляющими цветами сохраняя пропорции и учитывая границы длин волн видимого спектра.

Рассмотрим подрбонее явление консонанса между двумя неспектральными цветами. Музыкальный звук состоит из элементарных тонов так как вместе с колебанием самого источника звука в целом, одновременно колеблются и его части. Колебания частей вибрирующего тела рождают слабые призвуки — обертоны, поглощаемые основным тоном. Образующая сложный звук шкала простых тонов соответствующих амплитуд называется частотным спектром. Все элементарные тоны входящие в сложный звук называются гармониками. Степень консонантности интервала определяется числом совпадающих гармоник спектров обоих нот: чем большее число гармоник совпадает, тем консонантнее интервал.

Рис. 4: График зависимости звукового давления от времени на фиксированном расстоянии от источника звука.

Рис. 4: График зависимости звукового давления от времени на фиксированном расстоянии от источника звука.

Исходя из этого мы полагаем что суть явления гармонии (консонанса) состоит в одновременном состоянии покоя (энергия равна нулю) обеих волн. На графиках это состояние покоя отображается в пересечении двух волновых функций на оси абсцисс (времени) (рис. 4). И степень консонантности двух волновых функций определяется количеством таких пересечений за единицу времени (либо длины, при условии одинаковой скорости распространения): чем больше — тем консонантнее. Данное понятие степени консонантности распространяется также и на неспектральные цвета, так как они также являются волновыми функциями.


Реализация в компьютерной графике


Человек способен воспринимать цвета с длинами волн в диапазоне 380 — 780 нм. Любые четыре цвета являются линейно зависимыми, однако существует бесконечное количество комбинаций из трех цветов, которые являются линейно независимыми (первый закон Грассмана). Независимость цветов по Грассману состоит в том, что цветовое ощущение, вызываемое одним из тройки цветов, не может быть получено путем смешивания двух других цветов в каких-либо пропорциях. Было замечено, что наиболее удобно оперировать красным, зеленым и синим цветами. Именно по такому принципу и работают почти все современные мониторы.

В 1931 году Международным Осветительным Конгрессом (CIE) была принята характеристика цветовых свойств среднего (стандартного) наблюдателя, основанная на результатах полученных в 1926 — 1930 гг. Райтом и Гилдом. В основу данного колориметрического стандарта, действующего по сей день, легли следующие цвета: 700 нм. (красный), 546.1 нм (зеленый) и 435.8 нм. (синий) (система RGB). Принятая характеристика содержит взаимосвязь между результирующей длиной волны смеси и количеством красного, зеленого и синего цветов в данной смеси.

В дальнейшем, для удобства вычислений, Международный Осветительный Конгресс ввел абстрактную систему CIE XYZ, основанную на нереальных цветах. Данная координатная система очень удобна для осуществления перехода от одной системы к другой. Также были рассчитаны длины волн видимого света и соответствующие координаты CIE XYZ смеси, основываясь на результатах полученных для системы RGB.

Для воспроизведения одинаковых цветовых ощущений на различных устройствах вывода (монитор или принтер) каждое такое устройство имеет свой цветовой профиль, который содержит его связь с абстрактной системой CIE XYZ. Другими словами, цветовой профиль служит для возможности перехода между различными цветовыми системами (sRGB, AdobeRGB, ...). Наиболее распространенным цветовым пространством является система sRGB.

На сайте производистя построение следующих консонантных интервалов:

- квинта (3/2) обозначенная символами 3/2↑ и 3/2
- кварта (4/3) обозначенная символами 4/3↑ и 4/3
- малая терция (6/5) обозначенная символами 6/5↑ и 6/5

Для построения используются три системы - sRGB (white point D65), CIE XYZ и xyY, а также таблицы, содержащие длины волн видимого света - CIE 1931 2-deg (XYZ CMFs).

Для спектральных цветов (на главной странице сайта) мы строим консонантные интервалы не выходящие за пределы видимого спектра. Также производится пропорциональное увеличение или уменьшение относительной яркости цвета при помощи системы xyY.

Для sRGB цветов (на странице sRGB) мы строим консонантные интервалы не выходящие за пределы видимого спектра для каждого (красный, зеленый и синий) цвета по-отдельности. Если интервал выходит за пределы видимого спектра - мы оставляем цвет как есть. Далее все три полученные цвета суммируются отдельно по каждому RGB компоненту (красный, зеленый и синий) по относительной яркости с помощью системы xyY.


Заключение


Выше был описан и обоснован с физической точки зрения разработанный нами волновой метод построения цветовой гаммы. Также было описано свое понимание сути явления гармонии. Данный метод может найти широкое применение в различных отраслях дизайна.

The wave method of building color scheme


About


In life we often face the challenge of choosing the right colors. This happens when we need to choose clothes suitable for each other, shoes suitable for clothes, choose different wallpapers for the children's room, makeup, choose colors for our site and much more. The process of selecting several colors that combine with each other is called the construction of a color palette (gamut).

In colouristics there are several methods for constructing a color palette (color gamma) based on the arrangement of colors relative to each other in the color circle and, usually, having the same brightness. Harmonious perception of which is not sufficiently substantiated from the physical point of view.

The wave method of building color palette based on the relationship of color and acoustic waves, and also the concept of consonance (harmony) in music theory. Below is a more detailed description of the method.

This site allows you to choose the most harmonious combination of colors for your site, clothing, interior, etc.

The corresponding article was published on the site arxiv.org - https://arxiv.org/abs/1709.04752.


How to use


The site presents two different implementations of the wave method - spectral (on the main page) and sRGB (on the RGB page).

Spectral implementation reflects the essence of the wave method. Here you can choose the most harmonious palette for spectral colors. The colors coming first are the most suitable. Next to each color are its wavelength, rgb and hex codes.

sRGB implementation allows you to build a palette for all SRGB colors (more than 16 million colors), and not just spectral ones. But, since the wave method is applied in this case to each of the three colors (red, green, blue) individually, not all colors are harmonious and you will have to make a choice manually. This method allows you to get more interesting combinations of colors, but requires a self-dependent choice. Next to each color are its rgb and hex codes.

The Refresh button builds a color scheme for a random color.

Share button opens a link to the resulting palette, which you can share with friends.

The RGB button in the spectral implementation switches to the sRGB implementation with the same base color. The color palette in the sRGB implementation will differ from the spectral one due to the application of the wave method to each of the colors separately.

The Mobile Application in the paid and free versions differs only in the presence of advertising.


The wave method of building color palette


In music theory there is the concept of consonant intervals. Consonances are called intervals, sounding more softly and harmoniously. There are three groups of consonances: very perfect (perfect unison, octave), perfect (perfect quint, perfect quartet) and imperfect (big third, small third, sixth). There is also the concept of a consonant chord - a major or minor triad which consists only consonant intervals.

Acoustically, the essence of the difference between consonance and dissonance is expressed in different lengths of periods of regularly repeated groups of oscillations. The criterion of the difference between consonance and dissonance is the simplicity or complexity of the relationship: simpler relationship is more consonant, more difficult is more dissonant. Numerical proportions can be expressed in two ways: through the ratios of the lengths of the strings or through the ratios of the vibration numbers. In other words, the degree of consonance of two notes is determined by the number of coincidences of the periods of the corresponding harmonic functions of the dependence of sound pressure on time per unit time.

Figure 1: Graph of sound pressure versus time in fixed distance from sound source.

Figure 1: Graph of sound pressure versus time in fixed distance from sound source.

For example, notes C and G (perfect fifth) have the lengths of sound waves differing by 1.5 times. The graphs of the functions of the dependence of the sound pressure of the notes on time intersect on the abscissa axis (sound pressure equal to zero) when the sound pressure function of the note C makes two oscillations, and the function of the note G is three (fig. 1). On figure 1 this moment is marked with a vertical line.

Figure 2: Graph of sound pressure versus distance from sound source in fixed time.

Figure 2: Graph of sound pressure versus distance from sound source in fixed time.

If we imagine the propagation of sound pressure in space at a fixed time (near the sound source), then we get the same figure (fig. 2).

The notes С and E (the big third) have lengths of sound waves differing by 5/4 times. Their graphs intersect on the abscissa axis when the sound pressure function of the note C makes 4 vibrations, and the E note function - 5. That is why the perfect fifth is more consonant than the big third.

Color, like sound, is also a wave (wave-particle duality). In the case of constructing a consonant interval for a color, we are not limited by a small set of notes, but are limited by the wavelength limits of the visible light, just as the sound is limited by the wavelength limits of the audible sound.

Consider building of color palette for spectral and non-spectral colors.

Spectral colors

The spectral color is a color having a certain wavelength. To build a color palette, let's take, first, the most consonant color to it - it's a color with a wavelength that differs in 1.5 times, but does not go beyond the visible spectrum. Further, similarly, we will take less consonant intervals until we reach the desired number of colors in the desired palette.

Figure 3: Graph of electric field intensity (E) versus distance from source in fixed time.

Figure 3: Graph of electric field intensity (E) versus distance from source in fixed time.

Take, for example, a blue color with a wavelength of 450 nm. The color whose wavelength is less than 1.5 times exceeds the scope of visible radiation. The color with a wavelength greater than 1.5 times (675 nm.) is a red color. The color with a wavelength larger by 3/4 times (600 nm.) is an orange color. As a result, we got the following color palette: the main color is blue, the most suitable color is red, a little less suitable for the blue color is orange (fig. 3). The same results can be obtained by operating frequencies instead of the wavelengths.

Also in music there is the concept of tune. The combination of notes can sound not only harmoniously, but also have a shade - a tune (ionian, dorian, phrygian, lydian, ...). Similar feelings can be transferred to the color palette by using the corresponding proportions when constructing it.

Non-spectral colors

Nonspectral colors include colors that are not contained in the spectrum and consist of several spectral colors. Proceeding from the Grassmann additivity law it follows that in the case of selecting a color palette for non-spectral colors the same operations should be performed on its constituent colors preserving the proportions and considering the wavelength boundaries of the visible spectrum.

Let us consider a more recent phenomenon of consonance between two non-spectral colors. The musical sound consists of elementary tones, since along with the oscillation of the sound source itself as a whole, its parts also oscillate. Vibrations of the parts of the vibrating body give rise to weak prisms - overtones absorbed in the basic tone. The scale of simple tones of the corresponding amplitudes forming a complex sound is called the frequency spectrum. All elementary tones that enter into a complex sound are called harmonics. The degree of consonance of the interval is determined by the number of coinciding harmonics of the spectra of both notes: the greater number of coinciding harmonics - the more consonant interval.

Figure 4: Graph of sound pressure versus time in fixed distance from sound source.

Figure 4: Graph of sound pressure versus time in fixed distance from sound source.

Proceeding from this, we believe that the essence of the phenomenon of harmony (consonance) is in the synchronous state of rest (energy is equal to zero) of both waves. On the graphs, this state of rest is displayed in the intersection of two wave functions on the abscissa (time) axis (fig. 4). And the degree of consonance of two wave functions is determined by the number of such intersections per unit of time (or length, under the condition of the same propagation speed): the more - the more consonant. This concept of degree of consonance extends also to non-spectral colors, since they are also wave functions.


Application in computer graphics


A human is able to see colors with wavelengths in the range of 380 - 780 nm. Any four colors are linearly dependent, but there are an infinite number of combinations of three colors that are linearly independent (Grassmann's first law). The independence of colors, according to Grassmann, is that the color feeling caused by one of these three colors can not be obtained by mixing the other two colors in any proportions. It was noticed that it is most convenient to operate with red, green and blue color. Almost all modern monitors work on this principle.

In 1931 the International Lighting Congress (CIE) adopted a characteristic of the color properties of the average (standard) observer, based on the results obtained in 1926 — 1930 by Wright and Guild. The basis of this colorimetric standard is the following colors: 700 nm. (red), 546.1 nm (green) and 435.8 nm. (blue) (RGB system). The received characteristic contains the relationship between the resulting wavelength of the mixture and the amount of red, green, and blue colors in a given mixture.

Later, for comfort calculations, the International Lighting Congress introduced the abstract system CIE XYZ, based on unreal colors. This coordinate system is very comfort for the transition from one system to another. Also, the wavelengths of visible light and the corresponding coordinates of the CIE XYZ mixture were calculated, based on the results obtained for the RGB system.

To reproduce the same color feelings on different output devices (monitor or printer), each such device has its own color profile, which contains its relationship with the abstract CIE XYZ system. In other words, the color profile is used for the possibility of switching between different color systems (sRGB, AdobeRGB, ...). The most common color space is the sRGB system.

On the site the construction of the following consonant intervals is done:

- quint (3/2) symbolized 3/2↑ and 3/2
- quart (4/3) symbolized 4/3↑ and 4/3
- small third (6/5) symbolized 6/5↑ and 6/5

Three systems are used for construction - sRGB (white point D65), CIE XYZ and xyY, as well as tables containing wavelengths of visible light - CIE 1931 2-deg (XYZ CMFs).

For spectral colors (on the main page of the site) we build consonant intervals that do not go beyond the visible spectrum. A proportional increase or decrease of the relative brightness of the color using the xyY system is also performed.

For sRGB colors (on the sRGB page) we construct consonant intervals that do not go beyond the visible spectrum for each (red, green, and blue) color separately. If the interval goes beyond the visible spectrum, we leave the color as is. Further, all three colors obtained are summed separately by each RGB component (red, green and blue) according to relative brightness using the xyY system.


Conclusions


Above we described and justified from a physical point of view the wave method of constructing the color palette, developed by us. Was described our understanding of the essence of the phenomenon of harmony. This method can be widely used in various design industries.